О наказании (2 часть)
Когда мы хотим прекратить неправильное поведение щенка или котенка, то показываем наше недовольство,
- повышая голос;
- ткнув его мордашкой в последствия проступка (лужа на полу, разорванный тапок, опрокинутая ваза);
- шлепнув его тем же тапком или сложенной газетой;
- и проч.
Несколько раз повторив процесс (и сформировав условный рефлекс: «определенное поведение – неприятность»), вы действительно получаете результат – деструктивное поведение прекращается.
При этом, домашнее животное продолжает смотреть на вас преданно и тереться о ногу…
Когда мы делаем примерно то же самое с ребенком, то, как правило, тоже получаем результат. Но есть побочный эффект – ребенок начинает сомневаться в нашей любви к нему, а вскоре перестает нам доверять.
То есть, «психологическая цена» за этот результат непомерно высока.
Есть более щадящий и не менее эффективный вариант.
Не пропускаете и поощряете то поведение ребенка, которое вам бы хотелось закрепить (сформировав условный рефлекс).
Алгоритм прост:
1. Не пропустите «правильное» поведение.
2. Удивитесь или восхититесь этим поведением (поступком), четко конкретизируя его (О! Ты сам убрал игрушки! Вот здорово! Какой ты молодец!), (Вот это да! Ты сам решил эту задачу?! И так быстро!).
3. Выразите свои позитивные чувства более развернуто, конструируя при этом позитивный образ ребенка (Мне так приятно, когда я вижу, что ты становишься совсем взрослым! Так радостно видеть, что ты такой самостоятельный!), (Я чувствую гордость, когда наблюдаю, как быстро ты развиваешься!).
Только не все сразу, конечно…
Когда мы хотим прекратить неправильное поведение щенка или котенка, то показываем наше недовольство,
- повышая голос;
- ткнув его мордашкой в последствия проступка (лужа на полу, разорванный тапок, опрокинутая ваза);
- шлепнув его тем же тапком или сложенной газетой;
- и проч.
Несколько раз повторив процесс (и сформировав условный рефлекс: «определенное поведение – неприятность»), вы действительно получаете результат – деструктивное поведение прекращается.
При этом, домашнее животное продолжает смотреть на вас преданно и тереться о ногу…
Когда мы делаем примерно то же самое с ребенком, то, как правило, тоже получаем результат. Но есть побочный эффект – ребенок начинает сомневаться в нашей любви к нему, а вскоре перестает нам доверять.
То есть, «психологическая цена» за этот результат непомерно высока.
Есть более щадящий и не менее эффективный вариант.
Не пропускаете и поощряете то поведение ребенка, которое вам бы хотелось закрепить (сформировав условный рефлекс).
Алгоритм прост:
1. Не пропустите «правильное» поведение.
2. Удивитесь или восхититесь этим поведением (поступком), четко конкретизируя его (О! Ты сам убрал игрушки! Вот здорово! Какой ты молодец!), (Вот это да! Ты сам решил эту задачу?! И так быстро!).
3. Выразите свои позитивные чувства более развернуто, конструируя при этом позитивный образ ребенка (Мне так приятно, когда я вижу, что ты становишься совсем взрослым! Так радостно видеть, что ты такой самостоятельный!), (Я чувствую гордость, когда наблюдаю, как быстро ты развиваешься!).
Только не все сразу, конечно…
Источник: https://vk.com/wall-58363324_1056
Пост №6324, опубликован 7 апр 2024